Что такое рок-культура
Для начала обратимся к истокам, так сказать к началам всех начал. С чего все начиналось, чем все усугубили и как это повлияет на нашу дальнейшую мирную жизнь. Что такое рок-музыка и рок культура, и с чем ее едят. Социологические исследования показали, что из 100 опрошенных на вопрос: “Что такое РОК?”, 60 человек ответили, что это такая правильная музыка, 25 ответили: “Ну, это, мол, пьяные, потные дядьки с грязными волосами на гитарах творят беспредел!”, 10 честно сказали “Затрудняемся ответить”, ну и 5 только жалобно промычали.
Для начала обратимся к истокам, так сказать к началам всех начал. С чего все начиналось, чем все усугубили и как это повлияет на нашу дальнейшую мирную жизнь. Что такое рок-музыка и рок культура, и с чем ее едят. Социологические исследования показали, что из 100 опрошенных на вопрос: “Что такое РОК?”, 60 человек ответили, что это такая правильная музыка, 25 ответили: “Ну, это, мол, пьяные, потные дядьки с грязными волосами на гитарах творят беспредел!”, 10 честно сказали “Затрудняемся ответить”, ну и 5 только жалобно промычали.
Существуют много разных предположений о том, что же явилось причиной и каковы истоки происхождения рок музыки. Одни считает, что Rock придумали правительственные органы для зомбирования и управления молодежью, другие утверждают, что это оно из проявлений процесса музыкального развития. В Православной литературы я встречался с мнением, что все дело в сатанинском происхождении рок-музыки (об этом в отдельной главе)
Большие, пыльные словари и справочники, сказали, что рок – это синоним слова судьба (есть неизбежность, под этим понятием подразумеваются события, которые обязательно произойдут), причем со сноской – несчастливая, трагичная. В этом же словаре дается и определение рок-музыке: эксцентрическая, эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, обычно на электронных инструментах, с участием голоса или голосов (Согласно словарю С.И. Ожегова). Однако это определение, хотя и верное, дает только поверхностную «безжизненную» характеристику рок-музыке. Рок это не просто музыка, не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально возник как средство самовыражения молодежи, как бунт и протест, как отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. На протяжении всей своей истории, рок отражал и отражает вечно неразрешимую дилемму отцов и детей. Как средство самовыражения молодого поколения, рок, в глазах старшего поколения, выглядит лишь как детское развлечение, подчас опасное и пагубное. Хотя рок существует довольно давно, и на нем выросло сегодняшнее, взрослое поколение, перед роком и сегодня встают такие же проблемы, как и в начале его пути: непонимание и отвержение. Это обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории. Даже с точки зрения философии в рок-музыке проявились все ее основные законы. В том, что рок это протест молодежи и появление новой музыки, путем отрицания старой, проявляется закон отрицания. В появлении нового стиля путем слияния других стилей – закон отражения. В противоречивости рока (противостояние поп-рока и тяжелой музыки) проявляется закон единства и борьбы противоположностей.
С английского же: “rock” — скала, риф, горная порода; глаголы — качаться, трястись, выводить из равновесия; “rock-music” - Акцент рока на ритме, шероховатом инструментальном звучаниия и зачастую вульгарных текстах подчеркивал, что жанр коренится в сексуальном, возбуждающем и земном.
И всё же, не существует точного понятия слова “рок”. Многие музыканты, признанные исполнители в стиле рок, считают себя рок-н-рольщиками, и при этом не находят различий между роком и рок-н-роллом, что является неправильным по определению. Так называемого стиля “рок”, не существует — это собирательное понятие из арт-, симфо-, хард-рока и т.п., образованные на основе рок-н-ролла и бита.
П. В. Разин, рассматривая феномен рок-культуры, говорит о том же, что научное понимание рок-культуры сегодня затруднено в связи со следующими причинами:
1. Отсутствие концептуальных моделей ее изучения;
2 .Крайняя неопределенность в понимании внутренних законов жизни рок музыки, ее взаимоотношений с другими культурными явлениями;
3. Неизученность необычных социальных образований, существующих в контексте рок-культуры;
4 .Вытекающие отсюда трудности с предсказаниями будущих состояний и направлений рока.
И помещает в него следующее:
1. Всю материальную и физическую реальность, связанную с рок культурой. Сюда, прежде всего, можно отнести всех индивидов, имеющих какое либо отношение к року. Кроме них в этом пространстве окажется, естественно, множество других физических предметов: электрогитары, динамики, телевизоры в домах и т. д., все так или иначе связанное с роком. Это так же реальные агенты рок-пространства или рок-культуры. Очевидно, что любой предмет, любая деталь может повлиять на изменение всей макроструктуры этого пространства.
2. Мир идеального, под которым здесь подразумеваются идеи, мнения, ценности и прочие единицы семантической информации, которая, естественно, так же способна влиять на состояние рок-культуры.
Материальное и идеальное в данном случае - не два уровня или слоя пространства рока, а два его измерения, друг от друга отделяемые только в абстракции, подобно длине и ширине.
3. Движение, без которого трудно было бы описать процесс постоянных изменений в пространстве рока. В той или иной форме любой человеческий акт - это движение в физическом или идеальном пространстве, или же в обоих сразу (что чаще), по какой-то траектории. В результате взаимодействия траектории меняются.
Существует стойкое мнение, что рок-музыка стала популярным стилем именно в 60х годах. Время вьетнамской войны, студенческих и народных волнений, появление хиппи. На западе заметен существенным подъёмом политической и общественной активности. Со стороны государства усилились репрессивными действиями. В 60х происходит коренной перелом в музыкальной культуре, музыкальное искусство и люди требовали появления жесткости в звучании музыки и свободы в текстах песен. Не стоит забывать, что 60е – это время появления и развития электрогитары. И тем самым революционером и основоположником хард-рока стал Джимми Хендрикс. Многие участвовали в политической жизни своих стран: “Beatles”, Джим Моррисон, Led Zeppelin, Джимми Пейдж, и др. Благодаря таким людям человечество получило новый рок-стиль музыки.
С тех же времен, появилось жестокие акции правительства и спец управлений для подавления всевозможных проявлений рок-культуры (что заметно и по сей день). Существовали легенды о том, что Фредди Меркьюри не просто умер от СПИДа, а был насильно заражён органами ЦРУ, Хендриксу вместо аспирина специально подсунули ЛСД, Грехема Бонама накачали его же блевотиной, от чего он и задохнулся.
Современная рок-музыка это не только музыкальный жанр, поражающий многообразием стилей и направлений, не то лько способ самовыражения и общения молодежи. Вокруг нее уже сформировалась целая система взглядов на философские, моральные и иные проблемы, сложилось целое мировоззрение и образ жизни (хиппи, панки, металлисты и т.д.).
Следствием этого явилось появление особой, своеобразной поэзии, изобразительного искусства, моды и прочего. Появилась совокупность производственных, общественных и духовных достижений, что дает нам право говорить уже о рок-культуре, как о понятии более широком, чем рок-музыка. Конечно, человеческое общество достаточно быстро ассимилировало и включило рок-музыку в сферу своих политических и экономических интересов (достаточно вспомнить появление в зарубежных магазинах одежды для хиппи со специальными несмывающимися пятнами грязи), а рок-культуру сделало частью, так называемой, массовой культуры. Это, в какой то степени, снизило социальное звучание рока. Тем не менее, следует признать, что ни одно музыкальное направление не оказало такого влияния на умы нескольких поколений людей, чем рок-музыка.
Ну, и на последок, хотелось бы добавить, что стиль – дело каждого! Если тебе нравится “роботообразный” стиль жизни: вставать рано утром, завтракать, идете на работу, работать, приходя с работы, ужинать и снова ложиться спать, без каких-либо эмоций, проявлений души, характера! Если в тебе нет стремления к высшему, если тебе безразличны слова в тексте песни (если ты можешь слушать Бритни Спирс), то Rock не для тебя. Он отличается от других музыкальных стилей отсутствием ориентирования на танцевальные мотивы. Рок создан для произведений, несущих гораздо большую социальную значимость. Но стоит помнить, что сам по себе Рок – ничто, ибо не люди для Рока, а Рок создан людьми для людей и нуждающийся в них.
Рок-музыка (англ. rock — качаться, трястись) — область современной поп-музыки, ведущей свое происхождение от песенно-танцевальных жанров афроамериканского городского фольклора 20—30-х гг. XX в., ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн и рок-н-ролла. Сформировалась в Великобритании и США на рубеже 50—60 гг. XX в. Важными характеристиками Р.-м. (порой не менее существенными, чем ее музыкальные особенности) являются ее социальные функции, формы бытования (от любительских групп до профессиональных ансамблей, функционирующих в системах концертной и фонографической индустрий), применение электронного преобразования и усиления звука, повышенная экспрессия вокального и инструментального интонирования. Для Р.-м. характерно внимание не только к произведению, но к исполнительской театрализованной подаче. С момента своего появления Р.-м. нередко становилась компонентом т. н. молодежной субкультуры, выражая, в частности, свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем большая часть Р.-м. остается в рамках "массовой культуры". С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой. Р.-м. представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам: принадлежности к определенным социально-культурным движениям (например, психоделический рок, связанный с субкультурой хиппи 60-х гг., панк-рок), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамичной интенсивности ("тяжелый рок", "мягкий рок"), технической оснащенности (электронный рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями (афро-рок, барокко-рок и др.), месту в системе художественной культуры (коммерческий поп-рок, элитарный авангардный рок) и др. Важное значение для рок-культуры имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, стиль одежды, оформление рок-шоу и возникновение новых жанров ТВ (видеоклипы). При всем многообразии разновидностей Р.-м. в ней можно выделить три основных стилевых направления: поп-рок (тесно связанный с традициями музыки кантри и представленный популярными песенными и танцевальными жанрами, мэйнстрим-рок (по аналогии с понятием мэйнстрима в джазе), ориентирующийся на традиции блюза и ритм-энд-блюза, и авангардный рок — экспериментальные его формы, основывающиеся на использовании совершенной электронной техники (электронный рок), новейших методов композиции, сложных выразительных средств и приемов (арт-рок). Взаимовлияние академической музыки, джаза и Р.-м. привело в начале 70-х гг. XX в. к возникновению ряда новых синтетических музыкальных стилей, в частности джаз-рока, симфорока и фьюжн.